Детская художественная школа города Витебска
График проведения пленера
ВНИМАНИЕ!
В соответствии с учебным планом
ГУО "ДХШ г. Витебска" всем учащимся необходимо пройти летнюю учебную практику (пленэр).
1-я смена пленэра проводится с 1 по 15 июня в 1-х, 2-х и 5-х классах.
2-я смена пленэра проводится с 21 августа по 31 августа в 3-х и 4-х классах.
Время проведения пленэра с 9.00 до 13.30 По необходимости время начала проведения может быть изменено.
Программа пленэра
Необходимо иметь: планшет, бумагу, скотч (бумажный), краски гуашь (1и 2 классы), 3 и 4 классы (гуашь и акварель), кисти, карандаши, ёмкость да вады, стульчик, головной убор, удобную обувь, деньги на проезд в случае выезда в другую часть города.
Пленэр. 1 год обучения. Содержание курса.(54 часа)
Изображение отдельных растительных форм. Рисунок (12 часов)
1.1 Зарисовка растений (2часа).
Цель: Изучение особенностей конструкции и строения трав, цветов. Рассматривание и анализ формы, поиск образа растения, определение его композиционного графического воплощения.
Задача: Выполнить рисунок и несколько набросков и зарисовок. Передать конструкцию и строение растений. Материалы: бумага 1/8 листа, карандаши, тушь и т.д.
1.2 Зарисовка ветки из листьев (2 часа)
Цель: Изучение особенностей конструкции и строения ветки дерева.
Задача: Выполнить рисунок ветки без листьев (сухой ветки). Передать особенности ветки дерева, добиться точности изображения. Подбор графической техники и приёмов исполнения. Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши, тушь.
1.3 Зарисовка ветки с листьями (2 часа).
Цель: Дать понятие о правилах передачи формы ветки. Изучить различные формы веток и рассмотреть структуру образования объёма ветки.
Задача: Выполнить линейно – конструктивный (объёмный) рисунок веток, передать структуру объёма, используя светотени. Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши, тушь.
1.4 Рисунок ствола дерева (2 часа).
Цель: Дать понятие о правилах передачи объёма и фактуры.
Задача: Выполнить рисунок ствола дерева с нижними ветками без фона, передать тональные различия веток, находящиеся ближе или дальше. Применение различных способов передачи фактуры на разной по сорту бумаге. Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши, тушь
1.5 Рисунок отдельных деревьев (4 часа).
Цель: Изучение пространственной формы отдельных деревьев. Длительный рисунок с использованием метода линейно–конструктивного (объёмного) рисования. Широкое творческое применение штриха.
Задача: Построение формы деревьев с использованием трёхмерного пространственного очертания. Светотеневое решение. Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши.
Живопись (9 часов)
1.6 Этюды трав, цветов (3 часа).
Цель: Изучение особенностей конструкции и строения трав, цветов.
Задача: Выполнить этюд трав, цветов и передать особенности конструкции.
Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, гуашь, акварель, акрил.
1.7 Этюды дерева с кроной (4 часа).
Цель: Изучение конструкции строения деревьев различных пород.
Задача: Выполнить этюды двух деревьев различных пород с кроной, без фона в солнечный день, передать конструкцию и особенности строения силуэта деревьев различных пород. Материалы: бумага 1/4листа, гуашь, акварель, соус.
1.8 Этюд ствола дерева (2 часа).
Цель: Дать понятие о правилах передачи объёма и планов.
Задача: Выполнить этюд ствола дерева с нижними ветками без фона, передать объём и планы.
Материалы: бумага 1/4листа, гуашь.
Пейзаж с ограниченным пространством. Рисунок (4 часа)
1.9 Зарисовки, наброски. Рисунок (4часа).
Цель: Дать понятие о пространстве в пейзаже. Поиск композиционного решения.
Задача: Выполнить наброски, затем зарисовку пейзажа с ограниченным пространством. Изучение схем построения пространства с использованием деления плоскости на части. Изучение реального пейзажа с точки зрения главных линий, горизонтальных зон разных цветов и оттенков, а также вертикалей пересекающих горизонтальные зоны.
Материалы: бумага разной фактуры 1/8 или 1/4листа, мягкие карандаши. Живопись (4 часа)
1.10 Этюд дерева с частью забора (3часа).
Цель: Изучение сочетания света и тени в пейзаже с ограниченным пространством.
Задача: Наблюдение сочетания света и тени в зависимости от: 1-е времени суток, 2-е погоды, 3-е времени года. Передача цветовых градаций в зависимости от освещения.
Материалы: бумага 1/4листа, гуашь.
Пейзаж со средним планом. Рисунок (4 часа).
1.11 Итоговая работа по рисунку.Наброски, зарисовка пейзажа со средним планом (4 часа).
Цель: Дать понятие о передачи планов в пейзаже. Обучение приёмом изображения трехмерного пространства и глубины в пейзаже.
Задача: Выполнить несколько быстрых линейно-конструктивных набросков. Определив композиционное решение, выполнить зарисовку пейзажа с использованием различных графических приёмов и материалов.
Материалы: бумага разной фактуры 1/4листа, мягкие карандаши и другие графические материалы по выбору.
Живопись (3 часа).Итоговая работа.1.12 Этюд строения среди деревьев (3 часа).
Цель: Изучение законов воздушной перспективы.
Задача: Выполнить этюд строения среди деревьев, передать тональные и цветовые отношения больших пятен. Передать различия тона и цвета первого и среднего планов.
Материалы: бумага ¼ листа, гуашь.
Пленэр.Содержание курса. 2 год обучения. 54 учебных часов.
Изображение отдельных растительных форм. Рисунок (8 часов)
2.1 Зарисовка растений (4 часа).
Цель: Закрепить навыки выявления объёма и особенностей конструкции и строения трав, цветов. Рассматривание и анализ формы, поиск образа растения, определение его композиционного графического воплощения.
Задача: Выполнить рисунок и несколько набросков и зарисовок. Передать конструкцию и строение растений. Проработка мелких деталей. Материалы: бумага 1/8 листа, карандаши, тушь и т.д.
2.2 Зарисовка ствола дерева с нижними ветками (4 часа)
Цель: Изучение фактуры коры ствола дерева.
Задача: Выполнить рисунок дерева с нижними ветками без листьев (сухое дерево). Передать характерное строение веток дерева, добиться точности изображения. Подбор графической техники и приёмов исполнения. Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши, гуашь.
Живопись (8 часов)
2.3 Этюд трав, цветов (2 часа).
Цель: Закрепить умения в выявлении объёма средствами живописи.
Задача: Выполнить этюд цветов и трав с фоном и без него, точно передать детали.
Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши, гуашь.
2.4 Этюд ствола дерева с нижними ветками (3 часа).
Цель: Научить передавать планы при изображении веток дерева. Дать понятие о правилах передачи объёма и фактуры.
Задача: Выполнить этюд ствола дерева с нижними ветками (выбрать дерево с интересным силуэтом ствола, передать тональные различия веток, находящиеся ближе или дальше).
Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши, гуашь.
2.5 Этюд дерева с кроной (3 часа).
Цель: Изучение пространственной формы отдельных деревьев. Закрепить навыки в выявлении объёма.
Задача: Выполнить этюд дерева с кроной в солнечный день, передать объём кроны.
Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши, гуашь.
Пейзаж с ограниченным пространством.
Рисунок (2 часа)
2.6 Зарисовки, наброски. Рисунок (2часа).
Цель: Дать понятие о передаче планов в пейзаже. Поиск композиционного решения.
Задача: Выполнить наброски, затем зарисовку пейзажа с ограниченным пространством. Изучение схем построения пространства с использованием деления плоскости на части. Изучение реального пейзажа с точки зрения главных линий, горизонтальных зон разных цветов и оттенков, а также вертикалей пересекающих горизонтальные зоны.
Материалы: бумага разной фактуры 1/8 или 1/4листа, мягкие карандаши.
Живопись (6 часов)
2.7 Этюд уголка двора (3часа).
Цель: Научить отражать влияние световоздушной среды на локальный цвет предметов. Изучение сочетания света и тени в пейзаже с ограниченным пространством.
Задача: Наблюдение сочетания света и тени в зависимости от: 1-е времени суток, 2-е погоды. Передача цветовых градаций в зависимости от освещения. Выполнить этюд уголка двора с предметами быта (колодец с ведром, поленья дров у сарая, лестница и т. д.)
Материалы: 1/4листа, гуашь.
2.8 Этюд берега реки или озера (3 часа).
Цель: развить навыки письма в условиях световоздушной среды.
Задача: Выполнить этюд части берега, реки, озера (c мостиками, лодками и т.д.), передать отношения цветового тона предметов к их отражению в воде. Материалы: 1/4листа, гуашь.
Пейзаж со средним планом. Рисунок (7 часов).
Итоговая работа по рисунку.
2.9 Наброски, зарисовка пейзажа со средним планом (4 часа).
Цель: Дать понятие о передачи планов в пейзаже. Обучение приёмом изображения трехмерного пространства и глубины в пейзаже.
Задача: Выполнить несколько быстрых линейно-конструктивных набросков. Определив композиционное решение, выполнить зарисовку пейзажа с использованием различных графических приёмов и материалов.
Материалы: бумага разной фактуры 1/4листа, мягкие карандаши и другие графические материалы по выбору.
2.10 Рисунок окраины города (4 часа ).
Цель: Развитие навыков передачи планов в пейзаже.
Задача: Выполнить рисунок пейзажа окраины города, проанализировать пейзаж на основе законов линейной и воздушной перспективы. Материалы: бумага разной фактуры 1/4листа, мягкие карандаши и другие графические материалы по выбору.
Живопись (9 часов).
2.11 Этюд строения среди деревьев (3 часа). Цель: Изучение законов воздушной перспективы. Учиться передавать цветовые и тональные отношения первого и среднего планов при определенном состоянии природы.
Задача: Выполнить этюд строения среди деревьев, на первом плане которого ствол дерева в солнечный день, передать тональные и цветовые отношения строения и деревьев. Передать различия тона и цвета первого и среднего планов. Материалы: бумага ¼ листа, гуашь.
2.12 Этюд лесной дороги, тропинки в парке (3часа).
Цель: учиться передавать цветовые и тональные отношения первого и среднего планов при определённом состоянии природы.
Задача: выполнить этюд лесной дороги или тропинки в парке в пасмурный день, передать отношения цветового тона стволов деревьев, дороги и тропинки различных планов.
Материалы: бумага 1/8 листа, гуашь.
2.13 Этюд строений, деревьев, отражённых в воде(3 часа).
Цель: учиться передавать цветовые и тональные отношения первого и среднего планов при определённом состоянии природы.
Задача: выполнить этюд строений, деревьев, отражённых в воде с частью берега, их отражения в воде и части берега. Материалы: бумага. 1/8 – 1/4листа, бумага.
Многоплановый пейзаж с определённым состоянием природы.
2.14 Зарисовки, наброски (2 часа).
Цель: развивать навыки передачи планов в пейзаже.
Задача: выполнить наброски и зарисовки пейзажа со средним планов, передать состояние природы. Материалы: альбом, карандаш.
Живопись (6 часов)
2.15 Этюд дороги на лугу (в пасмурный день) (3 часа).
Цель: учиться передавать колорит пасмурного дня.
Задача: выполнить этюд дороги на лугу с группами деревьев в пасмурный день. Освоить технические приёмы письма с проработкой первого плана в технике «по сырому», при передаче состояния природы. Материалы: бумага 1/8 – ¼ листа, акварель.
2.16 Этюд дороги на лугу (в солнечный день) (3 час).
Цель: учиться передавать колорит солнечного дня.
Задача: выполнить этюд дороги на лугу с группами деревьев в солнечный день, освоить технические приёмы письма облаков в солнечный день. Материалы: бумага 1/8 – ¼ листа, гуашь, акварель.
Композиция на заданную тему.
2.17 Зарисовки, наброски «По памятным, историческим местам» (4 часа).
Цель: ознакомиться с историей края при посещении памятных мест.
Задача: выполнить зарисовки, наброски. Материалы: альбом, карандаш.
Композиция (4 часа).
2.18 Эскиз композиции « Лето – время труда и отдыха» (4 часа)
Цель: учиться осуществлять замысел в работе над композицией, используя накопленный материал.
Задача: выполнить эскиз композиции на заданную тему. На фоне летнего пейзажа изобразить себя своих товарищей ( отдых, рыбалка, игра и т.д.) Материалы: бумага ¼ листа, гуашь.
ПЛЕНЭР. Содержание курса. 3 год обучения. 54 учебных часов. Изображение отдельных растительных форм. Рисунок (6 часов) 3.1 Зарисовки, наброски растений (2 часа). Цель: углубить навыки выявления объёма и особенностей конструкции и строения трав, цветов. Рассматривание и анализ формы, поиск образа растения, определение его композиционного графического воплощения. Задача: Выполнить рисунок и несколько набросков и зарисовок. Передать конструкцию и строение растений. Проработка мелких деталей. Материалы: бумага 1/8 листа, карандаши, тушь и т.д. 3.2 Рисунок дерева (4 часа) Цель: учиться передавать характерные особенности строения ствола и веток дерева. Задача: Выполнить рисунок дерева со сложной формой ствола с трещинами или дуплом, передать фактуру ствола. Подбор графической техники и приёмов исполнения. Материалы: бумага 1/8 или 1/4 листа, карандаши, мягкие материалы. Живопись (4 часов) 3.3 Этюд дерева, группы деревьев (4 часа). Цель: углубить знания и умения в изображении деревьев. Задача: Выполнить этюд дерева или группы деревьев,передать отношения цветового тона травы и листьев. Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, карандаши/акварель. Пейзаж с ограниченным пространством. Рисунок (4 часа) 3.4 Зарисовки уголка двора (часа). Цель: закрепить знания законов линейной перспективы в рисунке. Задача: Выполнить рисунок уголка двора с частью строений и предметами быта, передавая перспективу. Материалы: бумага 1/8 или 1/4листа, мягкие карандаши. Городской пейзаж с фигурами людей. Рисунок(9 часов) 3.5 Зарисовки, наброски(3 часа). Цель: дать понятие об особенностях конструкции и строения фигуры человека. Задача: выполнить зарисовки и наброски фигуры человека в движении. Материалы: бумага, карандаши. 3.6 Рисунок у реки, у озера, в речном порту (3 часа). |
Цель: учить работать с пейзажем в условиях населённого пункта. Задача: Выполнить рисунок, выбрав сюжет в с фигурой или группой людей, передать пропорции фигуры человека. Материалы: бумага1/4 листа, карандаши. 3.7 Рисунок стройки (3 часа). Цель: учиться работать над пейзажем с включением техники и фигуры людей. Задача: выполнить рисунок фрагмента стройки с техникой и фигурами людей, передать пропорции фигуры человека. Материалы: бумага, 1/8 - 1/4, листа. Карандаш. Живопись (9 часов) 3.8 Этюд окраины города (Зчаса) Цель: Учиться работать над пейзажем в условиях населённого пункта. Задача: Выполнить этюд окраины города, выбрав мотив со старыми строениями и фигурами людей на среднем плане. Материалы: бумага У* листа, акварель. 3.9 Этюд части улицы в старом городе (Зчаса). Цель: развивать образное мышление при поиске интересных уголков двора, улиц, скверов. Задача: выполнить этюд части улицы в старом районе города с фигурой человека на первом плане, передать пропорции фигуры человека. Материалы: бумага, Ул листа, акварель или гуашь. 3.10 Этюд исторических, архитектурных памятников (3 часа). Цель: развивать образное мышление при поиске интересных архитектурных мотивов. Задача: выполнить этюд архитектурных строений. Материалы: бумага. 1/8 - 1/4листа, акварель, гуашь. Многоплановый пейзаж с определённым состоянием природы. Рисунок(2 часа) 3.11 Зарисовки, наброски (2 часа). Цель: углубить знания и навыки в изображении многопланового пейзажа. Задача: выполнить две краткосрочные зарисовки многопланового пейзажа, передать состояние природы. Материалы: альбом, карандаш. |
Живопись (14 часов) |
3.12 Краткосрочные этюды(2 часа). Цель: Усовершенствовать технику письма «по сырому». Задача: выполнить этюд дороги на лугу с группами деревьев в пасмурный день. Освоить технические приёмы письма с проработкой первого плана в технике «по сырому», при передаче состояния природы. Материалы: бумага 1/8 -% листа, акварель. 3.13 Этюд неба с облаками (в солнечный день) (3 час). Цель: учиться передавать конкретное состояние природы (день). Задача: выполнить этюд неба с облаками в солнечный день с полоской земли, передать определённое состояние природы, используя технику письма акварелью « по сырому». Материалы: бумага 1/8 - / листа, акварель. 3.14 Этюд утреннего пейзажа (восход) (3 часа). Цель: учиться передавать конкретное состояние природы (утро). Задача: выполнить этюд утреннего пейзажа (восход солнца), передать определённое состояние природы. Материалы: бумага 1/8 - 1/4 листа, акварель. 3.15 Этюд вечернего пейзажа (закат) (3 часа). Цель: учиться передавать конкретное состояние природы (вечер). Задача: выполнить этюд вечернего пейзажа (закат солнца), передать определённое состояние природы. Материалы: бумага 1/8 -1/4 листа, акварель. 3.16 Этюд грунтовой дороги после дождя (3 часа). Цель: учиться передавать материальность при изображении земли, воды, неба. Задача: выполнить этюд грунтовой дороги после дождя, передавать материальность и отношения цветового тона влажной земли и воды к небу. Материалы: бумага 1/8 -1/4 листа, акварель. Композиция на заданную тему. Рисунок (4 часа). 3.17 Зарисовки, наброски «Человек в городском пространстве» (4 часа). Цель: Собрать материал для композиции. Задача: выполнить зарисовки, наброски. Материалы: альбом, карандаш. ’Композиция (4 часа). 3.18 Эскиз композиции «Человек в городском пространстве» (4 часа) Цель: учиться осуществлять замысел в работе над композицией, используя накопленный материал. Задача: выполнить эскиз композиции на заданную тему, изображая фигуру человека или группу людей в движении на фоне городского пейзажа. Материалы: бумага 1/4 листа, акварель, гуашь. |
Пленэр. Содержание курса. 4 год обучения. 54 учебных часов.
Изображение отдельных растительных форм.
Рисунок (6 часов)
4.1 Рисунок старого дерева (3 часа)
Цель: развивать навыки работы карандашом при передаче объёма, фактуры, планов при изображении растительных форм.
Задача: Выполнить рисунок старого дерева с интересным силуэтом ствола и нижних веток, передать особенности фактуры ствола старого дерева. Подбор графической техники и приёмов исполнения.
Материалы: бумага 1/4 листа, карандаши.
Живопись (3часа)
4.2 Этюд группы деревьев (4 часа).
Цель: развить навыки работы акварелью при передаче объёма, фактуры, планов при изображении растительных форм.
Задача: Выполнить этюд группы деревьев (3-5 стволов), передать различия цветового тона стволов, зелени крон и травы, передать объёмность стволов и крн деревьев, их разные планы. Материалы: бумага 1/4листа, карандаши, акварель.
Городской пейзаж с фигурами людей.
Рисунок (16 часов)
4.3 Наброски и рисунок фигуры человека «Во дворе»(4 часа).
Цель: учиться изображать фигуры людей, объединяя их конкретным сюжетом и композиционным решением.
Задача: выполнить наброски и рисунок фигуры человека или группы людей при определённом занятии, соответствующему сюжету (старушка на скамейке, развешивание белья и т.д.)
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши.
4.4 Наброски и рисунок фигуры человека «В парке»(8 часов).
Цель: учиться изображать фигуры людей, объединяя их конкретным сюжетом и композиционным решением.
Задача: выполнить наброски и рисунок фигуры человека или группы людей при определённом занятии, соответствующему сюжету (дети в игре, молодые мамы с колясками и т.д.). Материалы: бумага ¼ листа, карандаши.
4.5 Наброски и рисунок фигуры человека «У реки»(8 часов).
Цель: учиться изображать фигуры людей, объединяя их конкретным сюжетом и композиционным решением.
Задача: выполнить наброски и рисунок фигуры человека или группы людей при определённом занятии, соответствующему сюжету (на набережной, лодочной станции и т.д.)
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши.
Живопись (12 часов)
4.6 Этюд исторических и архитектурных памятников (4часа)
Цель: развивать навыки работы над городским пейзажем.
Задача: Выполнить этюд городского пейзажа с историческими памятниками и фигурой человека, увязать фигуру человека или группы людей с пейзажем на основе знаний законов линейной перспективы. Материалы: бумага ¼ листа, акварель.
4.7 Этюд с фигурой человека «Во дворе» (4 часа).
Цель: учиться изображать фигуры людей, объединяя их конкретным сюжетом и композиционным решением.
Задача: выполнить этюд фигуры человека или группы людей при определённом занятии, согласно сюжету (используя наброски и рисунок предыдущих заданий).
Материалы: бумага, ¼ листа, акварель или гуашь.
4.8 Этюд с фигурой человека « У реки» (4часа).
Цель: учиться изображать фигуры людей, объединяя их конкретным сюжетом и композиционным решением.
Задача: выполнить этюд фигуры человека или группы людей при определённом занятии, согласно сюжету (используя наброски и рисунок предыдущих заданий). Материалы: бумага, 1/4листа, акварель, гуашь.
Многоплановый пейзаж с определённым состоянием природы.
Рисунок (2 часа)
4.9 Зарисовки, наброски (2 часа).
Цель: закрепление навыков в передаче многопланового пейзажа.
Задача: выполнить наброски и зарисовку пейзажа с определённым состоянием природы.
Материалы: альбом, карандаш.
Живопись (12 часов)
4.10 Краткосрочные этюды(3 часа).
Цель: развивать навыки работы акварельными красками, используя их технические возможности.
Задача: выполнить два краткосрочных этюда пейзажа с различным состоянием природы в технике «аля-прима». Материалы: бумага 1/8 – ¼ листа, акварель.
4.11 Этюд пейзажа с песчаными участками земли (в солнечный день)(3 час).
Цель: развивать навыки передачи колоритом конкретного состояния природы (солнечный день).
Задача: написать этюд пейзажа с песчаными участками земли в солнечный день, передать отношения цветового тона земли и неба при конкретном состоянии. Материалы: бумага 1/8 – ¼ листа, акварель.
4.12 Этюд вечернего пейзажа (закат) (3 часа).
Цель: развивать навыки передачи колоритом конкретного состояния природы (вечер).
Задача: выполнить этюд вечернего пейзажа с рекой в технике «аля-прима», передать материальность воды. Материалы: бумага 1/8 – 1/4 листа, акварель.
4.13 Этюд пейзажа с облаками (в пасмурный день) (3 часа).
Цель: развивать навыки передачи колоритом конкретного состояния природы (пасмурный день).
Задача: написать этюд пейзажа с облаками в пасмурный день, передать определённое состояние природы. Материалы: бумага 1/4 листа, акварель.
Композиция на заданную тему.
Рисунок (4 часа).
4.14.Сбор материала к композиции «Городские сценки» (4 часа).
Цель: Собрать материал определённой тематики для выполнения итоговой композиции.
Задача: выполнить зарисовки, наброски с фигурой человека или группой на заданную тему.
Материалы: альбом, бумага 1/8, карандаш.
Композиция (4 часа).
4.15 Эскиз композиции «Городские сценки» (4 часа)
Цель: показать свои умения и навыки при работе с собранным материалом, а так же знания законов и правил композиции при решении конкретного сюжета.
Задача: выполнить композицию на основе собранного материала на заданную тему.
Материалы: бумага 1/4 листа, акварель, гуашь.
Содержание курса пленэра в 5 классе
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ведение работы.
внимание композиции листа, выявлению пространства в этюдах и зарисовках пейзажей,
внимание четкости линейно-конструктивного построения и изображения,
внимание понятию тональности,
внимание колористическому изображению
внимание точной передачи глубины пространства, плановости.
внимание на выразительность композиции листа.
пользоваться различными техническими приемами работы акварельными красками и другими художественными материалами.
На пленэре учащиеся работают над композицией.
Уже на первом занятии педагог должен определить ее темы и все дальнейшее обучение посвятить сбору материала .
На итоговую композицию отводится 18 часов, которые, по своему усмотрению, преподаватель может распределить на всем время пленэра.
Задание 1
Композиционные зарисовки городского пейзажа – 4 часа.
Цель – собрать материал для итоговой композиции на тему «Мой город», «Окраина», «Индустриальный пейзаж» и т.д.
Задача:
построение линейной перспективы с учётом линии горизонта
строгое соблюдение пропорций зданий, и городской инфраструктуры
передать освещенность, передача времени суток, состояния погоды,
связь построек с окружающим пространством, выявить тоновые характеристики натуры.
Реалистическое изображение людей как части пейзажа
Материалы – бумага, карандаш, уголь.
Задание 2
Этюд пейзажа на берегу реки, озера с включением атрибутов (лодки, мостов, набережной – 4 часа )
Задачи:
углубить изучение линейной и воздушной перспективы с учётом линии горизонта.
Акцент на основных компонентах пейзажа
целостное видение тоновых и цветовых отношений в природе
светотени и источник естественного освещения
передача времени суток и текущей погоды
реалистическое изображение людей как части пейзажа
Материалы – бумага, акварель, гуашь.
Задание 3
Архитектурные мотивы – 4 часа. Формальная композиция
Задачи:
– Собрать иллюстративной материал.
Создать динамическую композицию с применением архитектурных объёмов, архитектурных элементов и частей архитектурной среды. (А-3)
достичь удачной компоновки и тонального решения.
Кроме архитектурных доминант требуется включить в работу атрибуты города: автомобили, транспорт, провода
Материалы – по выбору учащегося.
Задание 5
Цель – собрать иллюстративной материал для итоговой композиции 4 часа. « Пейзаж с фигурами людей».
Задача:
достичь удачной компоновки, прочного конструктивного построения;
навык работы с натуры в максимально малом тональном интервале по светлоте, тону и насыщенности.
Материалы – бумага, карандаш.
Задание 6
Этюд улицы – 4 часа.
Цель – глубже изучить взаимосвязь линейной и воздушной перспективы при изображении уходящей вдаль улицы.
Задача :
Построение перспективы с учётом линии горизонта
Передать источник освещения и светотени
передать характерные тоновые и цветовые контрасты при изображении уходящего в глубину пространства;
проследить изменения цвета натуры в зависимости от ее удаленности от зрителя.
Изображение людей как части пейзажа
Материалы - бумага акварельная, акварель.
Задание 7
Ракурс. Городской (сельский, индустриальный и т.д.) пейзаж с перспективой улицы – 4 часа.
Цель – научить уч-ся самостоятельно выбирать художественные материалы при работе по заданной теме. Ракурс в композиционных зарисовках, поиск в фор -эскизах.
Задача
Закрепить навыки перспективного построения пейзажа. Построение перспективы с учётом линии горизонта
Передать источник освещения и светотени
передать характерные тоновые и цветовые контрасты при изображении уходящего в глубину пространства;
проследить изменения цвета натуры в зависимости от ее удаленности от зрителя.
Изображение людей как части пейзажа
Материалы – по выбору учащегося.
Задание 8
Наброски цветом фигуры человека. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, у реки, на вокзале, на базаре и т.д.) – 4 часа.
Цель – выполнить наброски для создания итоговой композиции «Пейзаж с фигурами людей».
Задача – выявить характерные живописно пластические особенности фигуры человека в движении.
Материалы – бумага, гуашь, акварель.
Задание 9
Зарисовка или этюд городского пейзажа «Городские сценки»– 4 часа.
Цель – создать зарисовки или этюд пейзажа для итоговой композиции на тему «Пейзаж с фигурами людей».
Задача – закрепить навыки линейно-конструктивного рисунка в живописи с натуры; передать большое пространство, сочетание природы и объектов современной техники.
Материалы – бумага акварельная, акварель, карандаш, уголь.
Задание 10
Этюд фигуры человека в пейзаже – 4 часа.
Цель – выполнить этюд фигуры человека для создания эскиза к итоговой работе на тему «Пейзаж с фигурами людей».
Задача – выявить характерные черты фигуры человека; приобрести навыки живописи фигуры человека в условиях пленэра; изучить изменения локального цвета в свето-воздушной среде, связь фигуры с пейзажем.
Материалы – бумага, гуашь, акварель.
Задание 11
Создание композиции на тему «Пейзаж с фигурами людей». – 18 часов
Цель – создать качественную итоговую работу – композиция «Пейзаж с фигурами людей». Задача – на основе избранной темы и собранного по ней на пленэре материала составить эскиз; дать возможность учащимся самостоятельно выбрать сюжет; научиться выделять из общей массы впечатлений наиболее интересные и типичные; использовать знания всех законов и средств композиции приемов раскрытия идейного содержания; применять контрасты в цвете, тоне, ритме, движении.
Материалы – по выбору учащегося.